Мурманский порт

Мурманский морской порт — Основа экономики города — один из крупнейших незамерзающих портов в России.


Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив.


Окраины Мурманска...


Первой точкой маршрута стал небольшой пригорок рядом с гаражами на Ростокинской улице, откуда хорошо видно нефтяную платформу "Приразломная".


Панорама с этой точки.










Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» — первая в мире ледостойкая нефтяная платформа, предназначенная для разработки Приразломного месторождения в Печорском море. Уникальность платформы обуславливается арктическими условиями, в которых ей предстоит работать.


Общая высота платформы — 141 метр, а вес — более 110 тысяч тонн.








Опоры для нефтяной платформы.












Противоположенный берег залива.


Тяжёлый авианесущий крейсер, единственный в составе ВМФ России в своём классе, «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В настоящий момент в России корабли подобного класса не строятся.


5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров, второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера (толстого стального троса, служащего для принудительной остановки самолётов). Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры, однако выяснилось, что это сделать невозможно. Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.


Ярко-розовая башня радиолокационной станции системы сопровождения судов в Кольском заливе.


Дальше мы отправились на смотровую площадку к «Алеше» — мемориальному комплексу «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны».


В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии. По расчётам немецкого командования, Мурманск должен был быть взят за несколько суток.


Дважды немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того, как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налёта.


По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек.




Комплекс построен на сопке Зелёный Мыс, которая возвышается над городом и Кольским заливом на 173 метра.




С конца 1980-х годов на причале в северной части города, в непосредственной близости от жилых кварталов Мурманска, базируется топливное судно «Лепсе». Аварийное отработавшее ядерное топливо из реакторов ледоколов остается в его хранилище до сих пор. Всего на судне, построенном еще 1934 году, до сих пор хранится суммарно 260 кг урана, 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония. Утилизация данного судна обойдётся примерно в 40 миллионов евро.




Мурманский порт состоит из трёх частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В последние годы наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за увеличения экспорта каменного угля и ряда других минеральных ресурсов, для приёма и хранения которых Мурманск имеет необходимую инфраструктуру. От постоянной разргузки угля, город постепенно тонет в угольной пыли, а весь снег становится серым.




Микрорайон Абрам-Мыс.






Большую роль в экономике города играет Октябрьская железная дорога. Несмотря на развитие автомобильного и морского транспорта большая часть грузов перевозится именно железнодорожным транспортом.
















Мост через Кольский залив.
















На этой фотографии хорошо видно, что в порту разгружают уголь...












Вид с Абрам-мыса.












Рядом с морским вокзалом поставлен на вечную стоянку атомный ледокол «Ленин».




























Панорама вечернего Мурманска.




Мурманский морской торговый порт и мемориал «Алеша».




Кстати, о погоде. В отличие от многих северных городов, в Мурманске наблюдаются аномально высокие зимние температуры воздуха. Из-за близости тёплых воздушных масс, несомых течением Гольфстрим, средняя температура января и февраля примерно −10 −12 °C.


Полярная ночь на широте Мурманска длится со 2 декабря по 11 января, полярный день — с 22 мая по 22 июля.


Четырёхполосный автомобильный мост через Кольский залив является одним из длиннейших в России и самым длинным автомобильным мостом за Полярным кругом.




Мост стал автотранспортным узлом, обеспечивающим автомобильную связь Мурманска с западными районами Мурманской области, а также с Норвегией, Финляндией.










Морской вокзал.




Атомный ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Применение этого ледокола позволило существенно продлить срок навигации на Северном морском пути. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации.






На этом наше заполярное путешествие закончилось, и мы отправились в купейный вагон поезда Мурманск-Москва, терпеть «температурный садизм мирового зла на колесах».


Автор: Чистопрудов Дмитрий